Путешествие в Башкирию
Работы художников Башкирии - Бориса Домашникова, Виктора Пегова, Александра Рыбакова, Александра Пантелеева, Сергея Литвинова, Григория Харина
17.05.2008 28.06.2008
Вернисаж 16.05.2008
Галерея NB продолжает цикл выставок, знакомящих зрителей с башкирскими художниками второй половины XX века. Среди художников, представленных на этой выставке, есть как работы хорошо известных нашему зрителю Б. Домашникова и С.Литвинова, так и впервые показанные нами работы В.Пегова, А. Пантелеева, Н. Рыбакова. Поражает разнообразие творческих почерков художников, воспитанных одной художественной школой. Во многом это связано с особенностями развития башкирского искусства, традиционно формирующемся в русле нескольких источников. Один - это народная традиция. Религиозная традиция запрещала изображение реального мира, поэтому до начала ХХ века единственной формой существования башкирского искусства было прикладное искусство. Ткачество, вышивка, резьба по дереву, народный костюм, определили своими цветовыми, орнаментальными и пластическими решениями, национальный художественный стиль. Вторая тенденция, определившая развитие башкирского искусства, восходит к русской реалистической школе и ее весьма разнообразным интерпретациям. Это и наследие М. Нестерова, переданное художником в местный музей, и приезд в Уфу в 1900-е годы русских художников, получивших художественное образование в Москве и Санкт-Петербурге. Одним из первых в 1906 году в Уфу приехал Порфирий Лебедев (1883-1976), выпускник Академии Художеств Санкт-Петербурга, воспитавший практически все следующее поколение башкирских художников. С творчеством Лебедева в башкирское искусство пришли не только традиции русского реализма, но и отчетливые влияния европейской живописи. Это влияние продолжается и в работах ученика Порфирия Лебедева - Бориса Домашникова (1924-2003). Б. Домашников - один из самых интересных последователей импрессионистов не только в башкирском искусстве, но и в русском искусстве второй половины ХХ века. Стиль другого выдающегося башкирского художника - Сергея Литвинова (1925-2003) складывался на рубеже пятидесятых и шестидесятых годов. Это время ломки всех устойчивых канонов советской живописи. Поразительна свобода творческого мышления художника. Глядя на его работы, трудно представить себе, что художник, их писавший, был практически не знаком с западным искусством XX века и сам открыл многие из приемов модернизма. Поиск новой гармонии отличает и работы Александра Пантелеева (род. в 1932). Воспитанный атмосферой театра, Пантелеев строит условные пространства своих полотен по принципу мизансцен и кулис. Его индустриальные пейзажи основаны на острых диссонансах. За строгостью и логичностью геометрических построений - напряжение природных сил, скрытая энергия природы. Завод воспринимается не как преображающая сила, но как частью природной системы. Виктор Пегов (род. в 1938) учился в Казанском художественном училище. Учеба у замечательного колориста Николая Майорова и знакомство с живописью Н.И. Фешина, богато представленной в Казанском музее, оказали огромное влияние на собственное творчество Пегова. В работе На кухне влияние полотен Фешина особенно ощутимо. Бытовая сцена преображается энергией цвета. Серебристость общего тона, цветные волны клубящегося пара, вспышки переливающихся цветов, точно пойманный ритм движения фигур позволяют причислить эту работу к выдающимся произведениям своего времени.
к каталогу картин →
|