100 лет Октяюбрьской революции (1917-2017)
На этой выставке мы попытались воссоздать «идеальный» образ революции — взгляд на нее художников на протяжении полувека (с 1930-х по 1970-е годы). Они создавали произведения искусства, графику и плакаты на эту тему, многие из которых соответствовали официальной иконографии того времени. Другие, однако, неожиданно выходят за рамки типичного советского искусства. Отношение к революции со временем менялось, и это проявляется и в художественных изменениях.
29.09.2017 15.11.2017
Вернисаж 28.09.2017
Художники трансформировали свой стиль и затронули новую мифологию. Известные фигуры и формы начали трансформироваться. Даже описания знаковых событий менялись не только в зависимости от разных точек зрения или цели, которую пытался достичь художник, но и просто с течением времени. Одна из лучших работ на этой выставке, «Самый дорогой дедушка». (1975) Эдуарда Борисенко демонстрирует эту трансформацию. Девочка обнимает траурный портрет Ленина. Сразу видно, что на месте портрета Сталина стоит лицо Ленина. В 1975 году нельзя было выставлять искусство, в котором фигурировал Сталин. Произошел формальный перелом, в результате которого идеологическая программа, ориентированная на революционную преемственность, рухнула. Революция 1905 года, бюст Ленина у бюро и траурные портреты Сталина – все это отголоски сталинского периода. Портрет девушки, запятнанный тушью, настолько убедителен, что превращает искусство из пропаганды в яркое детское воспоминание. Здесь очевидна идеологическая смена, и это произведение представляет собой редкий и интересный пример позднего воспоминания о сталинской утопии. Задача объединения художественной и социальной утопии никогда не была легкой. Советские художники редко изображали революцию как историческое событие. Они почти всегда представляли его как легенду или миф: изображая великие битвы, зрелищные праздники или карнавалы, в которых, заменяя народ, фигурировали обычные фигуры — матрос, солдат, Ленин. Публика с энтузиазмом восприняла радикальные политические лозунги того времени, но не смогла принять радикальный авангард с его верой в преобразующую силу нового художественного стиля. Искусство, созданное соцреалистами в стремлении продолжить русскую традицию реализма, пыталось примириться с этой новой реальностью, либо революционизируя, либо поэтизируя свои сцены. В 1970-е годы все эти художники постепенно теряют популярность. К 1980-м годам национальными настроениями управляли одиночество и обреченность. Сформировался новый художественный язык, в котором пародирование революционных сцен стало важным механизмом защиты от социального мира. Прошло сто лет после русской революции, но сколько лет художники пытались ее понять? Глядя на русский авангард, искусство 1930-х годов, на традицию искусства соцреализма и на последовавшую за этим долгую паузу, мы понимаем, насколько несопоставимым был взгляд художника на революцию от самой революции. Тем не менее, художники сыграли большую роль в нашем понимании революции и в создании языка, который мы используем для ее обсуждения. Новые культурные границы сегодняшнего общества предлагают широкий спектр мировоззрений. Среди них – возможность понять предстоящее перед нами искусство в новом свете.
к каталогу картин →
|