Жизнь как чудо. Советский плакат 1930-1980.
Плакаты Павла Семячкина, Григория Гончарова, Соломона Бойма, Льва Корчемкина, Дмитрия Пяткиня, Алексея Курманаевского
19.09.2009 11.10.2009
Вернисаж 18.09.2009
В двадцатом веке политическому плакату нигде в мире не придавалось такого большого значения, как в СССР. Революция, Гражданская война, индустриализация, коллективизация, строительство, Великая Отечественная война, новая конституция, решения съездов, соцсоревнования. Все эти темы требовали непосредственного и быстрого воплощения. Плакат обращался к миллионам, давая простые и ясные советы, касалось ли то вопроса жизни и смерти или правильной организации трудового процесса. У каждого периода были свои задачи, все они требовали своего художественного решения. Представленные на выставке плакаты, лотерейные билеты и грамоты двадцатых -тридцатых годов демонстрируют удивительный сплав идей конструктивизма, нового дизайна и постепенно прорастающих сквозь них элементов побеждающего соцреализма. Борьба разных стилистик внутри одного плаката может принимать весьма своеобразные формы. Интересен плакат Б.Мухина 1946 года. Советская артиллерия - бог войны. Вся стилистика плаката - триумф высокого стиля - картуши, золотые ленты, обрамляющие страшные фотографии разрушенных городов. Видимо для сохранения высокого слога официальная пропаганда допустила даже употребление слова бог вне атеистического контекста. В плакатах пятидесятых годов условные фигуры становятся портретами конкретных людей, символы и метафоры становятся подробными историями. Иногда эти истории напоминают реальную жизнь, но чаще сказку или утопию. Плакаты приобрели необычайную популярность. Их содержание пересказывалось из уст в уста, становилось народной молвой. Они становятся своего рода идеальным социалистическим комиксом, повествующем людям об их собственной жизни и счастливом будущем. Яркий пример новой стилистики шестидесятых - киноплакаты Л.Корчемкина к австрийским, французским, японским фильмам. Корчемкин использует оригинальные афиши и вносит ту невыносимую легкость иноземного бытия, отсутствовавшую в советском жизненном комиксе. В семидесятые - начале восьмидесятых годов окончательно меняется отношение как художников, так и зрителей к плакату. Он утрачивает статус носителя какой бы то ни было информации и превращается в своего рода искусство для искусства. Художники решают формальные задачи, аппелируя к наследию двадцатых - гиперреализму, западным комиксам. Редкий искушенный зритель считывает цитаты, большинство же старательно игнорируют бессмысленные заклинания о политике партии в картинках. Милиционеры и матери, колхозники и интеллигенция изображаются одинаково условно, словно художники боятся оскорбить людей сходством с изображенным гомункулосом - советским народом.
к каталогу картин →
|